Бетонированные садовые дорожки традиционно остаются одними из самых востребованных среди многих видов. Их преимущества: долговечность, способность выдерживать большие нагрузки, невысокая цена, возможность сделать весь процесс собственными руками, простота создания ломаных линий и извилистых поворотов.
Работы начинаются с планировки и разметки будущей дорожки. Ширина ее определяется выполняемыми функциями:
для свободного передвижения одного человека хватает 0.6-0.8 м,
возможность прогуляться вдвоем требует от 1.2 метра,
перемещение садовых тачек прибавляет 30-40 см дорожки к расстоянию между колесами,
для доступа к огородным грядкам нужно 35-40 см.
Сначала копают траншею глубиной 10 см. При выемке грунта для приготовления фундамента дорожки к ширине прибавляют по 8-10 см на каждый край для возможности установки опалубки. Для выдерживания направления и ширины дорожки вдоль ее краев натягивают шнуры.
После нужно тщательно утрамбовать дно для уменьшения возможности осадки грунта.
Для изготовления опалубки обычно используют обрезную доску толщиной 40 мм. Но высота бетона и объем смеси будущей дорожки невелики, поэтому можно использовать доски меньшей толщины. Главное – они должны быть ровными.
В зависимости от необходимости одну или несколько досок разрезают на отрезки длиной около 20 см. Если есть подходящие по размеру обрезки, используют их. Это накладки для соединения досок.
Доски соединяют встык саморезами при помощи накладок расположенных по наружной части опалубки. Саморезы крепят изнутри наружу, чтобы при съеме опалубки в конце работ не вырывать куски бетонного основания острыми выступающими концами. Верхняя кромка установленных досок должна выступать над уровнем почвы на несколько сантиметров (обычно от 3 см и больше). Ширина досок часто бывает больше требуемой. Поэтому их подгоняют рубанком или вгоняют вглубь траншеи.
При помощи уровня доски выставляют в одной плоскости по их ребру.
Один край дорожки должен находиться по отношению к другому ниже на 2-3 см. Этим создается уклон для стока воды в поперечной плоскости дорожки.
По наружной стороне доски опалубки крепятся колышками из заостренных обрезков арматуры. Их обычно располагают друг от друга на расстоянии 1.5-2 м и вбивают на 1-2 см ниже верхней плоскости опалубки. Обязательны колышки за накладками, соединяющими доски между собой.
Чтобы опалубка не упала внутрь траншеи, ребра досок противоположных краев временно фиксируют перпендикулярно выложенными деревянными рейками с промежутками в два метра при помощи саморезов.
Для создания плавного поворота при удалении грунта из траншеи работы удобнее всего производить, выложив изгиб садовым шлангом. Для опалубки в таких местах предпочтительно использовать изогнутые полосы металла толщиной 1-3 мм. Ширина их должна позволить загнать край металла вглубь ниже основания траншеи на 7-8 см. Этим снимается опасность смещения металлической полосы до заливки бетонного раствора. Снаружи, для предотвращения выпирания бетона в стороны, полосы металла укрепляются в точках изгибов вбитыми в почву кусками арматуры.
После установки опалубки на дно канавы засыпают слой около 4-5 см щебенки или гравия, утрамбовывают и поливают водой.
На дно устанавливают армированный каркас. Его можно изготовить прямо внутри траншеи из кусков арматуры, расположив их в виде сетки с двадцатиметровыми ячейками. Пересечение арматуры в узлах обвязывается проволокой. Армопояс выставляют на обломках кирпича или булыжниках так, чтобы он не соприкасался напрямую с дном канавы и был впоследствии полностью залит слоем бетона.
Зимой и весной часто бывают смещения участков почв. Без армокаркаса жесткое покрытие из бетона может полопаться и сместиться.
Небольшие объемы работ по бетонированию парковых и садовых дорожек делают необходимым изготовление бетона в домашних условиях. Вручную или при помощи бетономешалки готовят раствор из цемента, песка, щебенки и воды (соотношение компонентов – 1:2:3:0,7).
Заливают бетонный раствор чуть выше краев опалубки и укладывают, распределяя от центра к краям. За счет высокой плотности бетон не вытекает за пределы опалубки. Снимают рейки, удерживавшие доски опалубки от падения внутрь. Уплотняют бетонную смесь обрезком доски. Разравнивают поверхность дорожки доской и удаляют за края опалубки излишки раствора.
Желательно укрыть поверхность бетона периодически смачиваемыми влажными тряпками или пленкой на 5-6 дней. Свою прочность бетон приобретает за четыре недели.
После этого снимают опалубку и засыпают почвой края траншеи. Бетонированная дорожка готова.
Можно полноценно пользоваться такой дорожкой много лет. А при желании сменить дизайн садовых дорожек, бетон можно использовать как уже готовое основание для других видов покрытия.